|
Успение Богоматери
Протоевангельский цикл (13)
Со сцены Успения Богоматери, расположенной на южной (правой) стене придела под Введением во храм, начинается рассказ о завершении земного пути Пресвятой Девы. Поскольку о её последних днях жизни ничего не говорится в Евангелии, иконографическими источниками для образов Успения и в Византии и на Руси служили широко распространенные апокрифические сказания – «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», и некоторые другие сочинения 3. Богоматерь представлена лежащей на одре, с закрытыми глазами и сложенными на груди руками. Вокруг столпились плачущие о кончине Матери Господа апостолы. Позади одра стоит Сам Христос в овальной зелено-голубой славе, с душой Богоматери в виде спеленатого младенца в руках. Композиция решена симметрично – число апостолов по сторонам от одра равное, две боковые архитектурные постройки практически идентичны, в них изображены рыдающие иерусалимские женщины. Два святителя в ризах с крестами и книгами в руках, вероятно, являются Дионисием Ареопагитом и Иаковом, братом Господним (надписи не сохранились). По преданию, они присутствовали при Успении Богоматери. Динамичная сцена на переднем плане изображает отсечение архангелом рук у нечестивого Авфонии, который хотел опрокинуть одр с телом Богоматери.
3 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. XI – первая половина XIV в. Л., 1987. С. 43–44.
Материалы для раздела подготовила Светлана Липатова,
специалист по древнерусскому искусству (Москва)
|

Фотографии на сервере представлены в высоком разрешении. Для того, чтобы сохранить оригинальную фотографию, вам необходимо раскрыть её на темном полупрозрачном фоне и, кликнув по ней правой кнопкой, выбрать пункт «Сохранить изображение как...»

|