Западная стенаСюжеты 1.-5. Чудо и юноше, нашедшем злато
Чудо о юноше, нашедшем злато Западная и часть северной стены галереи заняты сюжетами, объединенными преданием из истории Дохиарского монастыря. Дохиар – православный монастырь в юго-западной части полуострова Афон в Греции. Основан во второй половине X века. Согласно монастырскому преданию, основателем обители был преподобный Евфимий, сподвижник св. Афанасия Афонского. В Великой Лавре Евфимий исполнял обязанности дохиара (келаря, эконома), отсюда название основанного им близ пристани Дафни небольшого монастыря, первоначально посвященного святителю Николаю. Под давлением морских пиратов монастырской братии пришлось покинуть Дафни и искать новое место для обители. Оно было найдено на склоне крутого холма, спускающегося к морю, на этом холме монастырь существует и поныне.
Приемником Евфимия стал его племянник Николай, принадлежавший к высшей византийской аристократии, после пострижения в монахи получивший имя Неофит. Он пришел в Дохиаров монастырь после смерти родителей, и все семейное состояние было им отдано на новое строительство в обители. Однако денег не хватило, чтобы закончить украшение главного монастырского храма. «Чудо о злате» стало ответом на молитвы Неофита о Божьей помощи. Благодаря золоту, найденному юношей по имени Василий (согласно Сказанию, юноша был спасен архангелом Михаилом со дна морского, куда его ввергли алчные монахи, искушенные сокровищем – см. комментарии к сюжетам цикла), монастырский храм был достроен и богато украшен. С тех пор монастырь стал называться обителью архангелов Михаила и Гавриила. По всей вероятности, «Чудо о злате», основывается на реальных фактах, и клад старинных золотых монет действительно был найден и передан монастырю. Исследователи отмечают на рубеже XI–XII веков не только активное каменное весьма дорогостоящее строительство в монастыре, но приобретение значительных земельных владений, причем одна из покупок была оплачена старинными монетами1. На Руси «Чудо о злате» Дохиарского монастыря было известно от паломников бывавших на Афоне по крайней мере с конца XIV века, но как самостоятельный текст под названием «Чудо архангела Михаила во святой горе Афонской» оно входит в древнерусскую письменность в XVI веке, после включения его знаменитым митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи2. Возможно, с именем митрополита Макария связано и первое воплощение дохиарского чуда в монументальной живописи. Но об этом можно говорить лишь как о вероятности. Архангельский собор Московского Кремля был расписан в 1564–1565гг., то есть сразу после смерти святителя. Вполне возможно, что система росписи собора, с включением в цикл деяний архангела Михаила «Чуда о злате», была составлена ещё при жизни Макария. Однако во время Смуты живопись собора сильно пострадала и была полностью переписана в 1652–1666 годах. По указу царя Алексея Михайловича были сняты прориси с древней живописи, затем старая штукатурка была сбита, и новые стенописи выполнялись по этим прорисям с сохранением расположения сюжетов. Пять композиций нижнего сюжетного пояса южной стены Архангельского собора иллюстрируют «Чудо о злате». К сожалению, невозможно говорить о соотнесении литературных источников цикла в Москве и Ярославле. Авторские надписи в Надеинском храме не сохранились, оставленные реставраторами надписи XIX века частично утрачены, кроме того, не всегда следуют за канвой рассказа. В целом, ярославские мастера более подробны в своем рассказе. Стилистических пересечений практически нет. Хронологически стенописные ансамбли разделяет всего полтора-два десятилетия, но их художественный язык принадлежит двум различным эпохам: в композиция Надеинских мастеров читается живая традиция предыдущего XVI столетия, вольно или невольно они оборачиваются назад, живопись Архангельского собора полностью принадлежит XVII столетию. В середине XVII века был выполнен ещё один стенописный ансамбль, включающий «Чудо о злате» – роспись Троицкого собора Калязина монастыря (1654). Монастырь попал в зону затопления Рыбинского водохранилища, перед затоплением был взорван. Характерная деталь: знаменщиком росписи Калязина монастыря был Василий Ильин, один из знаменщиков церкви Николы Надеина, так что возможно, что ярославские фрески имели с калязинскими росписями большую близость. Для заказчика ярославского храма Надеи Святешникова предание афонской обители могло иметь особое значение тем, что в нем дважды звучит мотив дарения, жертвы на храм: основатель Дохиарского монастыря Евфимий получил средства на строительство от своего богатого и знатного родственника, а отрок Василий, найдя клад, отдал его в обитель, и на это золото была благоустроена монастырская церковь. 1 Подробнее об истории монастыря см.: http://www.pravenc.ru/text/180375.html 2 В.М. Быкова. «Сказания о чудесах архангела Михаила» в сборниках устойчивого состава («Пролог», «Минеи Четьи», «Торжественник») // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда, 2007. С. 561-564). В.М. Быкова обнаружила 22 рукописи XVI–начала XVII веков, содержащих текст «Чуда», практически все они следуют за текстом Великих Миней Четьих.
|
Фотографии на сервере представлены в высоком разрешении. Для того, чтобы сохранить оригинальную фотографию, вам необходимо раскрыть её на темном полупрозрачном фоне и, кликнув по ней правой кнопкой, выбрать пункт «Сохранить изображение как...» |
Copyright © Авторы текстов |