Дерево ИессеевоВсе своды галереи заняты композицией «Древо Иессево», довольно редко встречающейся в древнерусской монументальной живописи. В основе композиции – ряд ветхозаветных пророчеств, в том числе из книги пророка Исайи (Ис.XI, 1-5), согласно которым Христос должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева. Евангелист Матфей приводит родословие Иисуса Христа «сына Давидова» (Мф.I, 1-17). Изображение родословия Иисуса Христа в виде древа появляется в IX веке в западном искусстве, в XII – в византийском. Со временем в композицию включаются все новые персонажи, а также ветхозаветные и новозаветные сюжеты, связанные с пророчествами о воплощении Христа и свидетельствующие о его искупительной жертве. В XIV веке «Древо Иессеево» становится популярной темой храмовых росписей всего византийского востока. Наибольшей сложности композиция достигает в стенописях афонских и румынских церквей, в том числе в монастыре Дохиар на Афоне (1568). (Заметим в скобках, что здесь мы сталкиваемся с одной из многочисленных внутренних связей, явных и скрытых, что пронизывают весь стенописный ансамбль церкви Николы Надеина: если на сводах галереи представлено «Древо Иессеево», то на ее на западной стене и большей части северной размещен цикл композиций «О юноше нашедшем злато» Дохиарова монастыря, так что эти темы соприкасаются на границе стен и свода). В русском искусстве древнейшим сохранившимся памятником иконографии «Древа» является роспись галерей Благовещенского собора Московского Кремля середины 16в. Известно, что ему предшествовала композиция, созданная в 1405 г. Феофаном Греком (утрачена, какой она была неизвестно), стенописи собора возобновлены после пожара 1547г. Написанная в это время композиция близка по подробности и сложности афонским памятникам: она включает в себя более 200 фигур – это ветхозаветные цари и пророки, апостолы, античные мудрецы, поэты и сивиллы, русские князья. В композиции присутствует несколько сюжетных сцен. Однако для русского искусства тема «Древа Иесеева» осталась довольно редкой. Особенностью иконографии «Древа Иессеева» в церкви Николы Надеина является подчеркнутая лаконичность и масштабность. Художники отказались от всех дополнительных персонажей и сцен. Чем вызвана столь явная строгость трактовки темы, полный отказ от каких-либо дополнительных композиционных элементов? Возможно, объяснение следует искать в назначении этой части храма как одного из объёмов личной капеллы Надеи Светешникова. В семейной, родовой церкви, как нам кажется, вполне уместен акцент на самой прямой интерпретации сюжета – связь времен через смену поколений, через родословие. В такой трактовке «Древо Иессеево» может восприниматься как воплощенная молитва о защите и процветании рода храмоздателя. |
Фотографии на сервере представлены в высоком разрешении. Для того, чтобы сохранить оригинальную фотографию, вам необходимо раскрыть её на темном полупрозрачном фоне и, кликнув по ней правой кнопкой, выбрать пункт «Сохранить изображение как...»
|
Copyright © Авторы текстов |