ОрнаментыВ стенописи Благовещенского придела встречаются несколько различных видов орнамента, им отводится важная декоративная функция. Нижнюю часть алтарной апсиды украшают традиционные подзоры в виде полотенец с круглыми розетками. Изображения подвесных тканей, имитирующих реально использовавшиеся в древности завесы, являются характерной особенностью росписи самой сакральной, восточной части храма. Складки провисающей ткани обозначены охрой, верхняя и нижняя каймы оформлены в виде одной широкой и одной более узкой полосы красно-коричневого цвета. Вписанные в двойные круги переплетающиеся побеги с изящными длинными листьями сделаны по трафарету. На фоне этих узоров, имеющих выраженный центр, соответствующий центру окружности, выделяется один медальон с несимметричным рисунком в виде сухого раскидистого дерева. Он выполнен кистью легко, в той свободной манере, что присуща всему фресковому ансамблю. Другой тип декорации использован на боковых стенах придела, нижние ярусы которых занимают своего рода прямоугольные панно с охристо-желтым фоном. На левой, южной стене, орнамент строго геометрический, в виде кругов красного и зелёного цвета, тогда как на северной, правой стене варьируется растительный мотив. Этот же орнамент из закручивающихся побегов вписан в боковые участки восточной стены галереи, по сторонам от портала, ведущего в придел. (С.Л.) Иной тип орнаментации использован в оформлении узкой длинной части северной стены, идущей над каменными скамейками. Здесь на светло-жёлтом фоне условное изображение раскрывшегося цветка с чередующимися красными и белыми лепестками заключено в ромбовидные «рамки» из зелёных побегов с небольшими листьями. Наконец, отметим необычное решение в художественном оформлении большой алтарной ниши, служившей, по всей вероятности, хранилищем церковной утвари. Внутри она расцвечена набрызгами желтой, красной и зелёной краски, выполненными широкой кистью, что создает замечательный живописный эффект, напоминающий не то структуру камня с цветными прожилками, не то сложное плетение яркой ткани. Наряду с другими особенностями фресок церкви Николы Надеина многообразие декоративных элементов также свидетельствует о незаурядной фантазии мастеров, работавших по приглашению ярославского купца, и об их высокой профессиональной выучке. Расположение орнаментов различного типа в соответствующих, четко отведённых частях придела и галереи говорит о строгом следовании общей программе стенописи. (С.Л.)
Материалы для раздела подготовила Светлана Липатова, |
Copyright © Авторы текстов |