Первый посадский храм ЯрославляПервым ярославским купцом, выстроившим на собственные средства церковь, стал Надея Светешников. Недалеко от его купеческой усадьбы на Волжском берегу начинается возведение нового каменного храма, который должен был заменить древнюю деревянную церковь Благовещения. По существующей традиции при перестройке храма обычно соблюдается преемственность посвящения престолов. Видимо, по желанию заказчика традиция была нарушена и главный престол освятили в честь святого Николая Мирликийского или Николы Угодника – самого популярного русского святого. Одной из главных «профессий» святого Николы было покровительство людям путешествующим. Понятно желание Надеи Светешникова получить защиту Божьего Угодника в своих многочисленных и часто весьма рискованных коммерческих операциях, охватывающих практически все земли русского государства. Легитимность переосвящения храма была укреплена местным преданием о явленной иконе Николая Чудотворца : волжской волной к правому берегу реки напротив строящегося храма водой прибило икону св. Николая Чудотворца. Ее вынули из воды, внесли в церковь. От обретенного образа начали совершаться чудесные исцеления. Прихожане усмотрели в этом Божию волю и просили ростовского митрополита Варлаама II освятить главный престол вновь отстроенного храма в честь Николая Чудотворца. В Никольском приходе особо почитались два образа Николая Мирликийского (ныне утраченные). Та икона, что по преданию была вынута из воды, стояла у правого столпа храма. По свидетельству дореволюционных историков, она имела большое количество вотивных серебряных привесок в память бывших исцелений. Как чудотворный почитался храмовый образ «Никола в житии», стоящий в нижнем ряду главного иконостаса. Как реликвию берегли в храме присланные в дар царем Михаилом Федоровичем в 1622 году к освящению церкви шитые золотом и жемчугом воздухи и ризы (священнические одежды). Думая о дальнейшей судьбе, выстроенного и обустроенного на его деньги храма, Надея Светешников доходы от своих 9 лавок в торговых рядах Ярославля предоставил на содержание церкви Николы Надеина. В 80-е XVIII века лавки эти еще существовали и приносили достаточно большой доход (120 рублей в год, по свидетельству архиепископа Самуила Миславского). Сразу же после возведения церковь Николы Надеина стала композиционным центром большого городского района, доминируя над окружающей деревянной застройкой. Ее силуэт перекликался с силуэтом главного храма Ярославля – городового Успенского собора. Позже, к концу XVII века, храм органично вошел в ансамбль церквей, выстроенных по берегу Волги и формирующих основу главного «фасада» Ярославля, обозреваемого с противоположного берега реки. Церковь Николы Надеина, построенная вскоре после ликвидации смуты, на средства Надеи Светешникова – активного участника событий начала XVII века, возглавлявшего в те годы ярославский посад, воспринималась современниками как памятник тому значительному вкладу, который внес Ярославль в победу над польско-литовской интервенцией. Николо-Надеинскому храму принадлежит совершенно особая роль в истории искусства Ярославля. Начиная собой ряд памятников Ярославской школы, он во многих отношениях становится отправной точкой для последующего развития. Здесь заложены многие традиции, определены тенденции.
Материалы для раздела подготовила Елена Федорычева, |
Copyright © Авторы текстов |