Главная страница
 

Рождество Богоматери
Протоевангельский цикл (4)

Рождество Богоматери
 

Образ рождества занимает люнет в центре западного склона свода, располагаясь, таким образом, напротив сцены отвержения даров первосвященником. Анна в белом плате и красных одеждах возлежит на высоком ложе, стоящем по диагонали в центре. За ложем стоит склонившая голову девушка с блюдом в руках. Традиционно число девушек, пришедших поздравить Анну, могло варьироваться от трёх и более. Изображение их процессии с приношениями стало частью иконографии Рождества Богоматери, основанной на существовавшей традиции поздравления византийских цариц с рождением ребенка знатными женщинами-патрицианками. В церковном искусстве образы девушек с дарами не столько отражали исторические реалии придворной жизни, сколько прославляли праведную Анну и Богоматерь. Выбор в росписи сокращённого варианта поздравительной процессии обусловлен небольшим пространством, в которое вписана многофигурная сцена Рождества. В нижней её части две служанки совершают омовение новорожденной. Одна из них держит спелёнутую девочку и пробует рукой воду, принесённую для купания, вторая стоит на коленях с большим кувшином. Омовение младенца является не только бытовой сценой, связанной с привычными детскими хлопотами, но и символом чистоты Марии, ее непорочности.

Следующий сюжет цикла: «Ласкание младенца Марии»

 

Материалы для раздела подготовила Светлана Липатова,
специалист по древнерусскому искусству (Москва)

 

Фотографии на сервере представлены в высоком разрешении. Для того, чтобы сохранить оригинальную фотографию, вам необходимо раскрыть её на темном полупрозрачном фоне и, кликнув по ней правой кнопкой, выбрать пункт «Сохранить изображение как...»

 

 

Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25