Главная страница
 

Рождество Христово

Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря, справа от центрального окна. Это сложная двухъярусная композиция, где небольшим сценам и фигурам верхней части соответствуют крупные по размеру образы нижнего яруса.

Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
Рождество Христово представлено в нижнем ярусе росписи алтаря
 

Вверху в центре представлена сидящая у яслей Богоматерь в пещере. К Младенцу Христу, лежащему в тугих пеленах, склоняют головы ослик и вол.

Слева три волхва скачут на конях вслед за указывающей путь Вифлеемской звездой – согласно иконографии XVII века, она изображена в виде круга в руках у летящего ангела.

Ангел справа за горками сообщает весть о рождении Христа пастуху. Образ этого юного пастушка, одетого в простую рубаху с треугольным воротом и голубые порты, заправленные в сапожки, чрезвычайно выразителен. Он высоко поднял голову и словно всплескивает руками, внимательно прислушиваясь к словам.

В нижней части на фоне охристых горок свободно размещены сцены Омовения Младенца и беседа сидящего Иосифа Обручника со старцем. Об этой беседе ничего не сообщается в литературных источниках – возможно, старец в шкурах является одним из пастухов, пришедших поклониться Христу. По другой версии, это дьявол, искушающий Иосифа о девстве Богоматери.

Омовение Младенца совершают две женщины. Держащая кувшин прислужница юная, с длинными спадающими на плечи волосами. Образ повитухи, на коленях которой восседает благословляющий Младенец, проработан более тщательно, он обладает подлинным психологизмом. Крупные пропорции, мощные руки и чётко очерченный силуэт с широкими плечами придают ему  монументальность. Лик, изображённый в профиль, наделен индивидуальными чертами. (С.Л.)

 

Материалы для раздела подготовила Светлана Липатова,
специалист по древнерусскому искусству (Москва)

 

Фотографии на сервере представлены в высоком разрешении. Для того, чтобы сохранить оригинальную фотографию, вам необходимо раскрыть её на темном полупрозрачном фоне и, кликнув по ней правой кнопкой, выбрать пункт «Сохранить изображение как...»

 

 

Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25