Главная страница
 

Придельная церковь

Полная комплексная реставрация фресок завершена в 2008 году.

Придельная церковь. Апсида.
Придельная церковь. Своды.
Придельная церковь. Южная стена.
Придельная церковь. Западная стена.
Придельная церковь. Северная стена.
Протоевангельский цикл
 

 

Посвящение придела Никольского храма Благовещению Пресвятой Богородицы, очевидно, было обусловлено непосредственным желанием самого Надея Светешникова и членов его семьи. Их выбор объясним тем, что день Благовещения в ряду других христианских праздников всегда был особенным. Явление ангела Марии с вестью о скором рождении у неё Божественного Сына, вспоминаемое церковью 25 марта (7 апреля по новому стилю), почиталось как главное событие, послужившее началу человеческого спасения. «Днесь спасения наш его главизна» – поется на торжественном богослужении Благовещению, поскольку оно стало исполнением многовековых пророчеств о пришествии на землю Спасителя ради искупления грехов всего мира.

Роспись придела, связанная с его посвящением, в первую очередь является гимном Богоматери, который восхваляет ее как избранную Пречистую Деву, удостоенную быть Матерью Господа. Созданию подробного повествовательного цикла, раскрывающего эту тему, препятствовало небольшое пространство постройки. Будучи ограничены им, художники с удивительной лёгкостью и подлинным мастерством располагают в сводах и на стенах основные сюжеты из жизни Богоматери и символические композиции. Выступая в тесной взаимосвязи друг с другом, подчиненные общему масштабу и ритму, они создают ту цельность, которая неизменно поражает каждого, входящего в этот маленький домовый храм. Его высота знаменует собою устремленность верующего к Небесному миру, а чрезвычайная близость росписей на стенах позволяет быть непосредственным свидетелем изображенных священных событий. Человеку того времени не приходилось «разгадывать» их смысл и последовательность. С раннего возраста знакомый с Евангелием, православным богослужением и христианской символикой, он воспринимал стенопись как единое целое, как отражение горнего мира, в котором праведники славят Господа и Пресвятую Богородицу и предстоят им в постоянной молитве о тех, кто живет на земле. Заступничество святых перед Богом за людей – еще одна важная тема росписи придела, паперти и прилегающей галереи. Не случайно среди преподобных, благоверных князей и святителей здесь представлены небесные покровители членов семьи Надея Светешникова.

Продуманность всей фресковой программы свидетельствует о том, что ее замысел рождался в долгих многолетних размышлениях, ведь храм после постройки стоял нерасписанным два десятилетия. Вероятно, определяющая роль в выборе сюжетов принадлежала заказчику, то есть самому Светешникову. Воплощение задуманного было возложено на Любима Агеева – ведущего мастера большой артели художников, приглашенной для росписи храма. Вместе они создали уникальный ансамбль, в котором в полной мере отразились художественные вкусы эпохи, предваряющей расцвет ярославской живописи второй половины XVII века.

 

Материалы для раздела подготовила Светлана Липатова,
специалист по древнерусскому искусству (Москва)

 

Фотографии на сервере представлены в высоком разрешении. Для того, чтобы сохранить оригинальную фотографию, вам необходимо раскрыть её на темном полупрозрачном фоне и, кликнув по ней правой кнопкой, выбрать пункт «Сохранить изображение как...»

 

Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25