Главная страница
 

Протоевангельский цикл в древнерусском искусстве

Протоевангельский цикл Благовещенского придела располагается в верхней части храма, занимая свод и люнеты, и переходит на стены, образуя непрерывающийся рассказ. Широкие красно-коричневые полосы делят его на горизонтальные ярусы, обозначая границы сюжетов, а так же выделяют конструктивные архитектурные элементы – криволинейные завершения люнетов, повышенные широкие арки, окна. Это значительно влияет на восприятие росписи, придает ей упорядоченность, подчеркивает связь с плоской поверхностью стены.

По четырем сторонам от небольшого глухого барабана в центре свода изображены крылатые ангелы. Их острые силуэты отчетливо видны на голубом фоне.  Судя по частично сохранившимся надписям, это херувимы и серафимы – бесплотные небесные силы, наиболее близкие к Богу. Согласно богословским толкованиям, они пребывают вместе с Господом и бесконечно воздают ему славу [1]. Присутствие херувимов и серафимов в верхней «небесной» зоне росписи является традиционным. Однако, здесь оно связано и с посвящением придела Пресвятой Богородице, которая в церковных песнопениях возвеличивается как «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», то есть превосходящая ангелов по своей святости.

Собственно цикл насчитывает более десяти композиций, иллюстрирующих историю рождения Пресвятой Девы Марии, события ее детства и отрочества. Из многочисленных сюжетов, детально разработанных в русской иконописной традиции, были выбраны лишь те, что представляют ключевые моменты земной жизни Богоматери. В первых подчеркивается праведность ее родителей, Иоакима и Анны, проживших долгую благочестивую жизнь. В следующих – кротость и чистота Самой Марии, отданной в Иерусалимский храм, а затем обрученной св. Иосифу. Повествование начинается над входом в алтарную часть, а затем развивается по часовой стрелке, «посолонь», как говорил в древности. Подобно тому, как само Протоевангелие предваряет описание жизни Иисуса Христа, эта часть стенописи подготавливает нас к осознанию главного события, в котором открылось предназначение Марии, - Благовещения. Оно изображено в центральной части алтаря и отличается особой торжественностью.


[1] Серафимы упоминаются в Библии в ветхозаветной книге пророка Исайи (Ис.6:2-3). Херувимы упоминаются в Священном Писании неоднократно, см., например 1Цар.4:4, 2Цар.6:2, Ис.37:16, а также в Псалтири (Пс.17:11). 

 

Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25