Главная страница
 

Покров Богоматери

В основе сюжета композиции лежит одно из событий, описанных в житии византийского святого Андрея Юродивого (X век). В дни осады Константинополя сарацинами блаженный Андрей со своим учеником Епифанием и множеством горожан молились во Влахернском храме об избавлении от врагов. Святой увидел, как Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых, после долгой молитвы сняла с себя мафорий (плат) и распростерла его над молящимися в знак защиты и покровительства.

Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
Богородица, вошедшая в храм в окружении ангелов и святых
 

 

Праздник Покрова Богородицы (отмечается 1/14 октября) был установлен на Руси в 1160-е гг. князем Андреем Боголюбским (известно об особом почитании владимирским самовластцем своего небесного покровителя – тезоименитого святого – Андрея Юродивого, по преданию происходящего из славянских земель). Запись об установлении праздника содержит пролог XII века. Тогда же, в XII веке, были построены первые храмы в честь Покрова Богородицы: знаменитый храм Покрова на Нерли и Покровский собор Зверина монастыря в Новгороде. Древнейшее сохранившееся изображение Покрова Богородицы датируется XIII веком. Это одно из клейм Золотых (западных) врат Суздальского Рождественского собора. В XIV столетии складывается устойчивая иконография композиции праздника в двух основных вариантах: новгородском и суздальском (среднерусском). В новгородском изводе покров над Богоматерью, изображенной в виде Оранты (молящейся), поддерживают ангелы, в суздальском – Богоматерь держит мафорий в руках перед собой. Позднее появляются иконы, объединяющие оба варианта.

Композиция из церкви Николы Надеина относится к тому варианту интерпретации иконографии Покрова, что появляется в конце XVI века под влиянием иконы «Моление о народе». Богоматерь изображена не фронтально (что соответствовало традиционному изводу Покрова), а в повороте влево в молении ко Христу, благословляющему стоящих перед ним из небесного сегмента. Из иконографической схемы иконы Богоматерь «Молебная» заимствуются так же свитки с текстами в Их руках. На свитке Богоматери её молитва ко Христу, на Его свитке – ответ на эту молитву. За спиной Богоматери, изображены ангелы и апостолы, стоящие, так же как и Она, на облаке. В руках Богородицы красный мафорий. Объединение характерных черт двух образов усилило их смысловое звучание. Воплощенный диалог Богоматери и Христа подчеркивает главный посыл праздника Покрова – моление Богородицы за каждого смертного. Обязательное для композиции праздника изображение рядом с Нею святых и ангелов свидетельствует, что не только Богородица, но и весь сонм святости просит Спасителя за род человеческий.

Богоматерь изображена на фоне белого трехглавого храма. Его стена опускается до позема, на котором стоят фигуры нижней части композиции. Такой вариант архитектурного фона, когда все действие разворачивается как будто в разрезе храма, стена которого украшена графичным геометрическим узором, вычерченным тонкими серо-зелеными линиями, заимствован из новгородского извода Покрова. 

В центре нижней части композиции, на амвоне, стоит знаменитый гимнограф  VI века Роман Сладкопевец. Согласно житию святой Роман, прежде не имевший дар стихосложения, приобрел его после того как в сонном видении ему явилась Богоматерь. Фигура Романа Сладкопевеца, автора многих знаменитых песнопений, посвященных Богородице, день памяти которого в церковном календаре совпадает с Праздником Покрова (1/14 октября), начиная с  XVI века становится обязательным элементом композиции праздника в любой её редакции. Особенностью изображения святого Романа в церкви Николы Надеина является то, что в руках он держит раскрытую книгу (кодекс), а не традиционный для его образа развернутый свиток.

Справа от амвона представлены свидетели влахернского чуда св. Андрей Юродивый и его юный ученик Прохор. Слева – изображения константинопольского патриарха Тарасия (748-806), горячего сторонника восстановления иконопочитания, и византийского патриарха Льва Мудрого, во время правления которого происходят события, ставшие основой праздника.

Минимальное количество действующих лиц и деталей, оставляющих большое количество «воздуха» - фонового пространства, является одной из характерных черт Надеинской композиции Покрова Богоматери. Благодаря такому свободному построению сцены яркий белый цвет храма зримо объединяет всех, находящихся в его пространстве вокруг Богородицы, возносящей Господу молитву о спасении мира и избавлении человека от бед и страданий.

 

Фотографии на сервере представлены в высоком разрешении. Для того, чтобы сохранить оригинальную фотографию, вам необходимо раскрыть её на темном полупрозрачном фоне и, кликнув по ней правой кнопкой, выбрать пункт «Сохранить изображение как...»

 

 

Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25