Главная страница
 

Богоматерь Знамение

Иконографический тип Богоматери с поднятыми в молении руками (Оранта), несущей на груди изображение Христа-Эммануила, сложился в византийском искусстве в XI веке. Наименование «Знамение» такой извод получает только в русском искусстве, другое его название «Богоматерь Воплощение».

Богоматерь Знамение
 

В основе иконографии лежит ветхозаветный текст важнейшего из пророчеств Иссайи «...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7.14). Суть изображения – передача в зримых образах догмата Воплощения, прославление Богородицы как орудия Промысла Божия о спасении рода человеческого, через которую Сын Божий приходит в мир и приносит себя в жертву ради его спасения. Младенец Христос, полуфигура которого изображена в медальоне на груди Богородицы словно в её чреве, в одной руке держит свиток – символ учения, другой благословляет.

Самой ранней из дошедших до нас русских икон такого типа является чудотворный образ «Богоматерь Знамение Новгородское» 1140-х годов. Видимо именно от этого образа пошло наименование икон подобного типа и связано оно с прославленным чудом заступничества, Знамением, которое получили новгородцы от образа в их противостоянии суздальцам. Великий князь Андрей Боголюбский отправил в 1169 году под стены Великого Новгорода большую рать во главе со своим сыном Мстиславов для наказания новгородцев, которые продолжали собирать дань с Двинской земли, хотя её жители признали власть великого князя. На второй день осады по велению Божию архиепископ Иоанн взял икону Богоматери из церкви Спаса на Ильине улице и вынес её на городские укрепления. Во время очередного приступа стрелы суздальцев как дождь обрушились на новгородцев, икона Богородицы чудесным образом повернулась лицом к городу и из нее «истекли слезы». В этот момент на суздальцев опустилась тьма безумия и начали они избивать друг друга (рассказ о чуде содержит «Слово о знамении святой Богородицы... », вошедшем в праздничную Минею Софийского собора, датируемую XIV веком).

Образу Богоматери Знамение традиционно придавалась функция защиты и покровительства, видимо именно его защитное значение стало определяющим в размещении композиции напротив сцены «Покрова Богоматери». Эта пара образов весьма наглядно свидетельствует о главном посыле росписей этой части храма: воплощенная молитва о защите рода храмоздателя (кроме того вспомним, что Светешниковы, по местной традиции, считались выходцами из Новгорода). Однако у «Знамения» здесь возникает дополнительный смысловой акцент. В росписях главного храма и Благовещенского придела многократно подчеркивается (иносказательно, через соотнесение различных образов) близость Надеи Светешникова к царской династии. Композиция «Знамения» в родовом Благовещенском приделе могла быть ещё одним подобным поклоном правящим особам: известно об особом почитании представителями новой царствующей династии «Знамения Богоматери». Список с новгородской иконы был семейной реликвией бояр Романовых. При царе Михаиле Федоровиче и патриархе Филарете было установлено дополнительное празднование иконе 21 августа/3 сентября (Хохлова И.Л. Иконы Рыбинского музея. М.,2005. С 85-86).

 

Фотографии на сервере представлены в высоком разрешении. Для того, чтобы сохранить оригинальную фотографию, вам необходимо раскрыть её на темном полупрозрачном фоне и, кликнув по ней правой кнопкой, выбрать пункт «Сохранить изображение как...»

 

 

Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25