Главная страница
 

Дерево Иессеево

Все своды галереи заняты композицией «Древо Иессево», довольно редко встречающейся в древнерусской монументальной живописи.

Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
Весь свод украшен сюжетом «Древо Иессеево»
 

В основе композиции – ряд ветхозаветных пророчеств, в том числе из книги пророка Исайи (Ис.XI, 1-5), согласно которым Христос должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева. Евангелист Матфей приводит родословие Иисуса Христа «сына Давидова» (Мф.I, 1-17).

Изображение родословия Иисуса Христа в виде древа появляется в IX веке в западном искусстве, в XII – в византийском. Со временем в композицию включаются все новые персонажи, а также ветхозаветные и новозаветные сюжеты, связанные с пророчествами о воплощении Христа и свидетельствующие о его искупительной жертве. В XIV веке «Древо Иессеево» становится популярной темой храмовых росписей всего византийского востока. Наибольшей сложности композиция достигает в стенописях афонских и румынских церквей, в том числе в монастыре Дохиар на Афоне (1568).

(Заметим в скобках, что здесь мы сталкиваемся с одной из многочисленных внутренних связей, явных и скрытых, что пронизывают весь стенописный ансамбль церкви Николы Надеина: если на сводах галереи  представлено «Древо Иессеево», то на ее на западной стене и большей части северной   размещен цикл композиций «О юноше нашедшем злато» Дохиарова монастыря, так что эти темы соприкасаются на границе стен и свода).

В русском искусстве древнейшим сохранившимся памятником иконографии «Древа» является роспись галерей Благовещенского собора Московского Кремля середины 16в. Известно, что ему предшествовала композиция, созданная в 1405 г. Феофаном Греком (утрачена, какой она была неизвестно), стенописи собора возобновлены после пожара 1547г. Написанная в это время композиция близка по подробности и сложности афонским памятникам: она включает в себя более 200 фигур – это ветхозаветные цари и пророки, апостолы, античные мудрецы, поэты и сивиллы, русские князья. В композиции присутствует несколько сюжетных сцен. Однако для русского искусства тема «Древа Иесеева» осталась довольно редкой.

Особенностью иконографии «Древа Иессеева» в церкви Николы Надеина является подчеркнутая лаконичность и масштабность. Художники отказались от всех дополнительных персонажей и сцен. Чем вызвана столь явная строгость трактовки темы, полный отказ от каких-либо дополнительных композиционных элементов? Возможно, объяснение следует искать в назначении этой части храма как одного из объёмов личной капеллы Надеи Светешникова. В семейной, родовой церкви, как нам кажется, вполне уместен акцент на самой прямой интерпретации сюжета – связь времен через смену поколений, через родословие. В такой трактовке «Древо Иессеево» может восприниматься как воплощенная молитва о защите и процветании рода храмоздателя.

 

Фотографии на сервере представлены в высоком разрешении. Для того, чтобы сохранить оригинальную фотографию, вам необходимо раскрыть её на темном полупрозрачном фоне и, кликнув по ней правой кнопкой, выбрать пункт «Сохранить изображение как...»

 

 

Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25