Главная страница
 

Мастера

Церковь была расписана двадцатью царскими кормовыми иконописцами во главе с костромичом Любимом Агеевым. Имена художников сообщает летописное клеймо юго-западного столпа (южная грань):

«А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Елепенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев, Андрей Мартемианов, Никифор Оульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Оульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы дети Поповы, да Матфей Дементьев сын Бородин и прочих с ними трудившихся о Господе».

Артель была сборной, в нее входили мастера из Костромы, Москвы, Ярославля и Нижнего Новгорода. В артели было четыре старших знаменщика: костромич Любим Агеев, нижегородец Иван Муравей, ярославец Стефан Ефимиев и молодой талантливый костромич Василий Ильин. Безусловно, это была одна из сильнейших живописных артелей того времени. В документах

Оружейной палаты по росписи Успенского собора Кремля в 1642-1643 годах четыре старших знаменщика Николо-Надеинской росписи были упомянуты непосредственно вслед за пятью московскими государевыми жалованными иконописцами.

Руководитель артели костромич Иоаким Агеев Елепников, более известный под прозвищем Любим Агеев, был одним из ведущих мастеров стенописи первой половины XVII века. Расписывал церкви в Костроме, Суздале. В 1641 году под его руководством выполнялась роспись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Это мастер старшего поколения. В наградном списке за работу по росписи Московского Успенского собора (1643) отмечен среди четырех надеинских мастеров самым последним и в более поздних  работах его имя не упоминается.

Младший товарищ Агеева – молодой костромской изограф Василий Ильин Запокровский в 50-60-е годы XVII века станет одним из самых выдающихся русских художников. В 1649-1650 годах он в качестве первостатейного кормового иконописца участвовал в росписи собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре,  в 1652 году при росписи московского Архангельского собора стоял во главе костромичей.

Ярославец Стефан Евфимиев за  работы по росписи московского Успенского собора в 1643 году был причислен к государевым жалованным иконописцам. По мнению специалистов, Стефан Евфимиев является основоположником ярославской школы стенного писания1.

В Надеинскую артель входил еще один мастер, оставивший заметный след в ярославском искусстве XVII века. Севастьян Дмитриев во время работы в Никольском храме был еще молод. Позже он станет первостатейным царским кормовым иконописцем. Будет вызываться в Оружейную палату до 1676 года включительно. Севастьян Дмитриев  работал в московском Архангельском соборе у стенного письма в 1652, 1657, 1666 годах. В 1670–1671 годах участвовал в росписях Успенского собора в Ростове. Много работал и в Ярославле2.

 

1 Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. С. 200.

2 См. также: Словарь русских иконописцев XI–XVII веков/ Редактор-составитель И.А. Кочетков. М., 2003.

 

 

Материалы для раздела подготовила Елена Федорычева,
научный сотрудник отдела древнерусских памятников.
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный  музей-заповедник.

 

Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25