Главная страница
 

Первый посадский храм Ярославля

Церковь Николы-Надеина, построенная в 20-ые годы XVII века, стала первым каменным посадским храмом Ярославля. В предыдущем XVI столетии город был практически деревянным; из дерева строились крепостные укрепления, церкви, дома, торговые дворы. Исключение составляли лишь городовой Успенский собор в Кремле и мощный ансамбль каменных построек Спасского монастыря, то есть сооружения, поставленные на княжеские или монастырские средства.

XVII век, ставший «золотым» для  культуры Ярославля, кардинально изменил ситуацию. За неполных 80 лет (с 1622 года по 1700 год) было построено около 50 каменных храмов. В ходе этого грандиозного строительства сложилась местная школа храмового зодчества – явление, оставившее заметный след в русской культовой архитектуре. В подавляющем большинстве они возводились на деньги ярославских посадских людей, сначала богатых купеческих фамилий, затем – городских сообществ.

Ярославль уже с середины XVI и до конца XVII века находился в чрезвычайно выгодной экономической ситуации. Здесь пересекаются важнейшие торговые пути русского государства: по Волге через Астрахань и Казань шла торговля с восточными странами (в том числе и с Ираном),  через Северное море и единственный морской порт Московской Руси Архангельск – со странами Западной Европы, через Соль-Вычегодскую и Устюг  лежал путь  к богатствам Сибири.  Ярославль, оказавшийся активно включенным как во внутреннюю, так и во внешнюю торговлю, бурно растет и строится: по количеству посадских дворов он уступает только столице. Ярославское купечество, накапливая деньги, начинает вкладывать их в строительство каменных приходских храмов.

Первым таким храмоздателем стал богатейший  ярославский купец Надея Светешников. Недалеко от его купеческой усадьбы  на Волжском берегу начинается возведение нового каменного храма, который должен был заменить древнюю деревянную церковь Благовещения.  По существующей традиции при перестройке храма  обычно соблюдается преемственность посвящения престолов. Видимо, по желанию заказчика традиция была нарушена и главный престол освятили в честь святого Николая Мирликийского или Николы Угодника – самого популярного русского святого.  Одной из главных «профессий» святого Николы было покровительство людям путешествующим. Понятно желание Надеи Светешникова  получить защиту Божьего Угодника в своих многочисленных и часто весьма рискованных коммерческих операциях, охватывающих практически все земли русского государства. Легитимность переосвящения храма была укреплена местным преданием о явленной иконе Николая Чудотворца : волжской волной к правому берегу реки напротив строящегося храма водой прибило икону св. Николая Чудотворца. Ее вынули из воды, внесли в церковь. От обретенного образа начали совершаться чудесные исцеления. Прихожане усмотрели в этом Божию волю и просили ростовского митрополита Варлаама II освятить главный престол вновь отстроенного храма в честь Николая Чудотворца.

Церковь Николы Надеина, построенная вскоре после ликвидации смуты, на средства Надеи Светешникова – активного участника событий начала XVII века, возглавлявшего в те годы ярославский посад, воспринималась современниками как памятник тому значительному вкладу, который внес Ярославль в победу над польско-литовской интервенцией.

Николо-Надеинскому храму принадлежит совершенно особая роль  в истории искусства Ярославля. Начиная собой ряд памятников Ярославской школы, он во многих отношениях становится отправной точкой для последующего развития. Здесь заложены многие традиции, определены тенденции.

 

Материалы для раздела подготовила Елена Федорычева,
научный сотрудник отдела древнерусских памятников.
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный  музей-заповедник.

 

Copyright © Авторы текстов
Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25